Индивидуальные решения правовых вопросов

Блог Lexmans

Архив

Архив раздела ‘Налоги’

Налог на перенаправленную прибыль в Великобритании

С 1 апреля 2015 года в Великобритании (далее – Великобритания, UK) вступило в силу новое законодательство, предусматривающее взимание с компаний нового налога – «налога на перенаправленную прибыль» (diverted profits tax). Он появился в рамках глобальной борьбы с трансграничными налоговыми схемами, которую ведет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Новый налог введен для противодействия некоторым распространенным схемам минимизации налогообложения в международных коммерческих операциях.
Налог может взиматься в нескольких ситуациях, но так как интерес заключается в применении указанного налога в отношении агентских договоров, то следует обратить внимание на следующий случай – избежание налогового присутствия в Великобритании (avoidance of a UK taxable presence). Суть данной ситуации применительно к агентским соглашениям заключается в том, что крупная иностранная компания осуществляет активную коммерческую деятельность по продаже/приобретению товаров, оказанию услуг или иных действий с имуществом в Великобритании при помощи агентов, находящихся на этой же территории, в силу заключения с ними агентских соглашений (указанные агенты не обязательно должны являться резидентом UK). Таким образом, создается видимость того, что иностранная компания не имеет постоянного присутствия на территории Великобритании и не создает постоянного представительства. Под постоянным представительством следует понимать либо постоянный офис, отделение компании, либо так называемого «зависимого агента» в Великобритании, то есть лицо, уполномоченное на заключение контрактов и/или согласование их существенных условий от имени такой компании. При этом статусом независимых агентов обладают брокеры, инвестиционные менеджеры и представители страховой. Под «крупной» понимается компания с численностью сотрудников более 250 человек, и годовой оборот которой превышает 50 млн. евро, и/или сумма годового баланса превышает 43 млн. евро. Все компании с показателями ниже указанных, то есть малые или средние, не подпадают под действие нового закона.
Ранее компании могли избегать создания постоянного представительства за счет того, что отводили функцию формального заключения (т.е. подписания) договоров самой иностранной компанией, таким образом, создавалась видимость некоего участия компании в организации своей деятельности на территории Великобритании, однако на сегодняшний день такое поведение уже не расценивается налоговыми органами как приемлемое.
Одним из условий для взимания нового налога является «избегание налогообложения» (tax avoidance condition). Оно включает в себя обязательное наличие соглашения между таким агентом и иностранной компанией в отношении реализации товаров, услуг, и иного имущества. В результате появляется налоговая выгода, которая, во-первых, может проявляться как в уменьшении размера корпоративного налога в Великобритании вплоть до его полного избежания. Во-вторых, такие договоренности разделяют содержание деятельности в зависимости от того, где формально ведется такая деятельность. В результате такого распределения функций иностранной организации удается избежать постоянного представительства в Великобритании, и это, как следствие, ведет к уменьшению налогов, подлежащих уплате. Таким образом, приобретенная налоговая выгода превышает все иные экономические выгоды от данного соглашения.
Под сложное законодательное определение подпадают многие вариации соглашений, однако в законодательстве Великобритании содержится указание на то, что не все подобные договоры будут подпадать под его действие. При этом приведенный перечень примеров таких нарушающих соглашений не является исчерпывающим. Представляется, что по ходу практики будут сформулированы более четкие признаки таких «противоправных» договоренностей. Закрепленные законодателем критерии на настоящий момент являются достаточно общими, например, «недобропорядочные и необоснованные намерения и положения, не соответствующие налоговым правилам», «надуманные и ненормальные действия», «намеренное использование пробелов законодательства», и так далее.
Практическим примером рассматриваемой ситуации может выступать случай, при котором иностранная компания (компания «Европа») заключает соглашение с агентом в UK (агент UK) для взаимодействия с покупателями в Великобритании (покупатели) по вопросам реализации товаров и услуг компании «Европа». В данной ситуации, косвенной характеристикой заключенного соглашения как «нарушающего» может служить то, что такой агент оказывает свои услуги в Великобритании только в отношении компании «Европа». Кроме того, принимается во внимание и отсутствие реальной экономической деятельности компании «Европа» в результате таких договоренностей. Под данным условием понимается исключительно формальное участие компании в ведении деятельности на территории UK, например, отсутствие участия в продвижении собственных товаров/услуг на рынке Великобритании, игнорирование процесса формирования условий договоров с клиентами, и наконец минимальное участие в заключении таких договоров, ограничивающееся их подписанием.
Для того чтобы компания «Европа» могла использовать агентские договоры не нарушая новое налоговое законодательство, следует:
- во-первых, так или иначе принимать равное или схожее существенное участие в организации реализации собственной продукции или услуг на территории UK (например, давать окончательные распорядительные решения в отношении заключения договоров с клиентами),
- во-вторых, распределять полученную прибыль не исключительно на себя или на независимого агента, а пропорционально совершенным действиям (например, объему оформленных договоров с клиентами), при этом размер комиссии агента не должен быть завышен или занижен по сравнению со средней рыночной стоимостью такой деятельности,
при этом все указанные и схожие условия стоит закрепить в соглашении между агентом и иностранной компанией.
Другим условием, позволяющим налоговым органам взыскать налог с прибыли иностранной компании, является условие о «несоответствии» (mismatch condition). Прежде всего, оно включает в себя факт зависимости агента по отношению к иностранной компании. При определении зависимого агента в данной ситуации следует опираться на схожие положения законодательства о трансфертном ценообразовании, то есть понимать дочерние предприятия или компании, иным образом связанные с иностранной организацией в вопросах контроля и управления. Кроме того, присутствует такой элемент как «эффективное налоговое несоответствие» (effective tax mismatch outcome). Его отличительной чертой является более подробная характеристика налоговых последствий, важных для квалификации отношений сторон соглашения как «несоответствующих» налоговой политике. Так, фискальные органы Великобритании будут принимать во внимание ситуацию, при которой иностранная компания может нести убытки или уменьшение дохода, при этом сумма уменьшения налоговой ответственности компании превышает сумму увеличения налога, которую агент уплачивает на территории Великобритании. В то же время, в ситуации, когда увеличение ответственности иностранной компании составит не менее 80% от уменьшения суммы налога, уплачиваемого агентом, критерий эффективного налогового несоответствия будет отсутствовать. От действия данного элемента законодателем также отделены платежи определенным лицам (например, пенсионные планы, благотворительность), а также займы и проценты по ним. Рассматриваемое условие «несоответствия» включает в себя и элемент «недостаточного экономического содержания», при котором снижение налогов иностранной компании больше, чем увеличение налоговых обязательств агента благодаря включению сделок или вовлечению компаний в структуру бизнеса без какой-либо экономической цели.
Так как и ситуация «несоответствия», и ситуация «избегания налогообложения» требуют одновременного выполнения всех своих составляющих, то в обоих случаях можно избежать уплаты налога на перенаправленную прибыль при использовании рассматриваемых агентских схем благодаря тщательной проработке содержания соглашений между агентом и иностранной компанией в соответствии с перечисленными рекомендациями.

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

Законопроект о КИК принят в первом чтении

11 ноября 2014 года Государственная Дума (ГД)  рассмотрела и практически единогласно приняла в первом чтении проект Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». В первом чтении законопроект остался без изменений. Депутаты могут направить поправки к законопроекту в комитет ГД по бюджету и налогам для их рассмотрения во втором чтении, которое состоится 18 ноября.

Напомним, что главным образом планируемые изменения в Налоговом Кодексе РФ касаются регулирования налогообложения резидентов РФ, которые контролируют иностранные компании (контролируемые иностранные компании  – КИК). Необходимо понимать, что лицо признается контролирующим при следующих условиях:

  • доля участия составляет более 25%;
  • доля участия составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации, составляет более 50%.

Для определения доли участия учитывается прямое и косвенное участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми, а также иными взаимозависимыми лицами. На время переходного периода до 1 января 2017 года порог по обоим критериям составляет более 50%.

В соответствии с новыми правилами контролирующее лицо обязано направить в налоговый орган уведомление о КИК. Штраф за неправомерное непредставление уведомления о КИК, представление недостоверных сведений в уведомлении о КИК составляет 100 000 рублей. В случае непредставления уведомления о КИК и наличия у налоговых органов оснований полагать, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной компании, налоговый орган будет вправе потребовать представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.

В случае, если доля прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации, составляет 10%, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган уведомление об участии в иностранной организации. Штраф за неправомерное непредставление указанного уведомления, представление недостоверных сведений в уведомлении составляет 50 000 рублей.

Иностранная компания, владеющая имуществом, которое признается объектом налогообложения по налогу на имущество в РФ, обязана сообщать сведения об участниках этой иностранной компании (для иностранной структуры без образования юридического лица – сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) данного сообщения влечет взыскание штрафа в размере 100% от суммы налога на имущество.

Прибыль КИК учитывается при исчислении налоговой базы по налогам (НДФЛ, налог на прибыль организаций) у контролирующих лиц КИК, если величина прибыли за налоговый период составила более 10 000 000 рублей. Учитываются следующие доходы КИК:

1) дивиденды, полученные этой иностранной компанией;

2) доходы от распределения прибыли или имущества;

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида;

4) доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности.

В основе расчета эффективной ставки для целей налогообложения прибыли КИК лежит средневзвешенная ставка налога на прибыль, применимая в РФ. Доходы КИК делятся на две составляющие: дивиденды и иные доходы. Таким образом, эффективная ставка определяется как 75% от средневзвешенной налоговой ставки, рассчитываемой по двум видам доходов:

1) вся прибыль КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (облагается по ставке 20%) и

2) дивиденды (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам).

За непредставление налоговой декларации по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль КИК, предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей. Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей.

Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Будем следить за последующими изменениями.

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

Налог на дивиденды поднимут до 13%

28 Октябрь 2014 Lexmans Нет комментариев

В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий, помимо прочего, повышение ставки налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов. В случае одобрения данного законопроекта, с 2015 года налогоплательщиков ждет повышение процентной ставки по указанным доходам до 13% (напомним, сейчас ставка составляет 9%), соответственно, сумма налога увеличится более, чем на 44%. Необходимо отметить, что стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты и профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218, 219, 220 и 221 НК РФ, согласно законопроекту, не будут применяться в отношении дохода гражданина, полученного от долевого участия в организации. Таким образом, Правительство отказалось от идеи «стимулирования интереса к фондовому рынку» у граждан.
От увеличения налоговой ставки «при сохранении уровня доходов граждан от долевого участия в деятельности организаций» инициаторы изменений ожидают дополнительных налоговых поступлений в бюджет на сумму 32,8 миллиарда рублей в 2015 году, 35,5 миллиардов в 2016 году и 38,5 миллиардов в 2017. По информации, размещенной на официальной странице законопроекта, он принят в первом чтении 21.10.2014.
Одновременно законопроектом предусматривается проведение «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли, экономическая целесообразность которого на примере приводимых расчетов Правительства не очевидна, но это уже совсем другая история…

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

Латвия вводит налоговые льготы с 2013 года

16 Октябрь 2012 Lexmans Нет комментариев

1 января 2013 года в Латвии начинает действовать льготный налоговый режим для международных холдинговых компаний.
О некоторых преимуществах, которые данные льготы могут предоставить международному бизнесу, уже ведутся активные дискуссии, например, сможет ли Латвия заменить Кипр в контексте преимуществ для холдинговых компаний, особенно после вступления в силу соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Латвией.

Ключевые нововведения:

  1. Освобождение от налога у источника дивидендов, процентных платежей и роялти, выплачиваемые латвийской компанией в адрес нерезидентных компаний (кроме компаний из офшорных юрисдикций согласно латвийскому черному списку). При этом нулевая ставка налога у источника на процентные платежи и роялти будет действовать с 1 января 2014 года, нулевая ставка налога у источника на дивиденды – с 1 января 2013 года.
  2. Дивиденды, полученные латвийской компанией от нерезидентных компаний (нелатвийских) освобождаются от налогообложения.
  3. Вводится нулевая ставка налога на прирост капитала от продажи акций/долей (инструменты, дающие право на получение дивидендов) дочерних компаний (кроме компаний из офшорных юрисдикций согласно латвийскому черному списку). Положение вступает в силу с с 1 января 2013 года. Особым преимуществом является то, что для применения этих льгот законом не установлено никаких дополнительных, «квалифицирующих» требований (размер пакета акций, продолжительность владения акциями).

Подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать свежие обновления по этой и другим темам.

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

Люксембург снижает VAT в сфере онлайн торговли с 1 января 2012г

24 Февраль 2012 Lexmans Нет комментариев

e-booksКак правило, на территории Европейского Союза покупатели электронных услуг должны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке, установленной в той стране, где находится провайдер, предоставляющий данные услуги (однако эта норма изменится в 2015г., когда они будут вынуждены уплачивать налог по ставке, установленной в той стране, где они живут). Для таких организаций, чем ниже ставка НДС, тем выше коэффициент прибыльности.
Люксембург продолжает укреплять свою позицию в сфере онлайн торговли, благодаря, в особенности, привлекательной ставке НДС – 15%. Эта ведущая позиция в настоящее время усилена новой позицией налоговых органов Люксембурга, которая была провозглашена 12 декабря 2011г. и согласно которой с 01 января 2012г. электронные книги (e-books) будут облагаться по той же уменьшенной ставке НДС, равной 3%, что и обычные книги.
Такое изменение в позиции стало следствием дискуссий на уровне Европейского Союза, результатом которых стал вывод о том, что:

«похожие товары и услуги должны облагаться одинаковой ставкой НДС и технический прогресс должен быть принят во внимание в данном отношении, поэтому проблема сближения онлайн и физической среды рассматривается».

Вышеуказанное заявление от Министерства Финансов Люксембурга поступило вскоре после подтверждения Французским правительством своего заявления о применении уменьшенной ставки НДС, равной 7%, в отношении электронных книг во Франции.
Решение властей Люксембурга об уменьшении ставки НДС в отношении электронных книг, вероятно, окажет влияние на книжную торговлю за счет сокращения стоимости электронных книг.

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

Кипр. Изменения к налоговому законодательству, принятые 14/12/2011

В преддверии наступления Нового года (2012) парламент Кипра принял ряд налоговых поправок, которые коснулись следующих видов налогов:

  1. Подоходный налог (Income Tax)
  2. Специальный налог на оборону (SCD)
  3. Налог на добавленную стоимость (VAT)
  4. Налоги, взимаемые с наемных работников, индивидуальных предпринимателей и пенсионеров

Мы коснемся коротко некоторых моментов указанных изменений.

Изменения, затронувшие Специальный налог на оборону Республики Кипр (SCD)

Ставка SCD на доходы, полученные с дивидендов, увеличилась с 17% до 20% на период 2012 и 2013г. Данное нововведение будет применяться к доходу, полученному в период с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2013г.

Указанные изменения вступают в силу с 01 января 2012г.

Изменения, касающиеся НДС (VAT)

С 01 марта 2012г. базовая ставка НДС увеличится с 15% до 17%. Изменения не затронут льготные ставки 5% и 8%.

В связи с изменением статьи 10 Закона, все облагаемые налогом лица при осуществлении поставки товаров и оказании услуг для лиц, не облагаемых налогом, должны выдавать специальный сопроводительный документ (legal receipt).

Нарушение данного положения влечет за собой наложение штрафа в размере 20% (но, не превышая €1700) от суммы сделки, по которой должен быть составлен и выдан сопроводительный документ, а в некоторых случаях даже лишение свободы сроком до 3 лет, или и то и другое.

Сопроводительный документ должен содержать следующую информацию:

  1. Дата составления
  2. Номер
  3. Имя, адрес, регистрационный номер налогооблагаемого лица
  4. Полное описание поставляемых товаров или оказываемых услуг
  5. Общая сумма оплаты, включая НДС
  6. Размер ставки НДС
  7. Порядок расчетов (наличным или безналичным способом)

Указанные изменения вступают в силу с 16 января 2012г.

Регистратор компаний принимает финансовые отчеты на английском языке

19 декабря 2011г. Регистратор компаний сделал заявление, согласно которому в дальнейшем вся финансовая отчетность будет приниматься не на греческом, а на английском языке.

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

Протокол к соглашению Россия – Кипр

28 Сентябрь 2010 Lexmans Нет комментариев

Кипр не будет повышать корпоративный налог

c707d9ebbef8tУважаемые читатели!
Текущая новость, конечно, здорово опоздала, но мы считаем необходимым ее донести в нашем блоге как продолжение истории с возможным повышением ставки корпоративного налога на Кипре до 11%.
Итак, Парламент Республики Кипр отклонил законопроект относительно повышения ставки корпоративного налога на 1%, указав, что это нанесет ущерб хрупкой экономике острова в период ее оживления.
Источник

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

Россия и Кипр ратифицируют соглашение о двойном налогообложении

Россия и Кипр ратифицируют соглашение о двойном налогообложении, когда президент России Медведев посетит Кипр в октябре 2010, заявил министр финансов Кипра Харилаос Ставракис. Соответствующий протокол был подписан в апреле 2009 года, но до сих пор его положения не приняты полностью.
Источник

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

Кипр планирует увеличить корпоративный налог до 11%

04548818По сообщению Reuters от 16 июня кипрский министр финансов Харилаос Ставракис заявил, что запланировано временно увеличить налог с доходов корпорации Кипра до 11% , поскольку остров изо всех сил пытается сдержать дефицит бюджета.

Это временная мера на два года, план потребует ратификации парламентом Кипра.
Соответствующее законодательство будет представлено парламенту для одобрения в ближайшие дни.

В минувший вторник Еврокомиссия объявила о дисциплинарных мерах в отношении Кипра и ряда других стран за нарушение принятого в ЕС разрешенного уровня дефицита бюджета в 3 проц. В 2009г этот показатель на острове достиг 6,1 проц и без принятия жестких мер по его ограничению он может увеличиться в текущем году до 7 проц. Еврокомиссия дала Республике Кипр срок до конца 2012 г с тем, чтобы привести дефицит к уровню ниже 3 проц.

В результате повышения налога на 1% с нынешних 10% правительство ожидает дополнительного пополнения госбюджета примерно на 75 млн евро.

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме