Индивидуальные решения правовых вопросов

Блог Lexmans

Оспаривание уведомления о контролируемых сделках

Главная Lexmans Оспаривание уведомления о контролируемых сделках

16.07.2013 г. ОАО «Автофрамос», ЗАО «Вольво Восток», ООО «Орифлейм Косметикс» подали заявление в ВАС РФ о признании частично недействующим приказа ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» как не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации.

Позиция заявителя

В соответствии с п. 1 ст. 4 Налогового Кодекса РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В свою очередь, утвержденная оспариваемым приказом ФНС России форма Уведомления о сделках между взаимозависимыми лицами содержит пункты, запрашивающие сведения сверх исчерпывающего перечня п.3 ст.105.16 НК РФ.

По мнению заявителей, уведомление о совершении сделок между взаимозависимыми лицами должно носить сугубо информативный характер относительно факта совершения контролируемой сделки, что соответствует этапу выявления субъектов для проверки в рамках проведения налогового контроля. На основании полученных уведомлений налоговый орган выбирает субъектов для проведения проверки и лишь затем имеет право запрашивать у них дополнительные сведения, прямо не указанные в п. 3 ст. 105.16. Таким образом, приказ ФНС России, утверждающий форму уведомления и порядок заполнения, нарушает права заявителей, возлагая дополнительные обязанности по предоставлению сведений, не предусмотренных налоговым законодательством.

В частности, форма уведомления содержит пункты, предусматривающие раскрытие не предусмотренной п.3 ст. 105.16 НК РФ информации по пунктам:

1) Основание для отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ (поля 121-124 – виды сделки)
2) Особенности отнесения сделки к контролируемой, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, в соответствии со статьей 105.14 Кодекса (поля 131-135 – категория суммы доходов по сделкам, особенности налогового положения сторон сделки)
3) Сведения о предмете сделки (Раздел 1Б, пункты 040, 043, 045, 070 – кодифицированные сведения о сделке, пункт 080 – Место отправки (погрузки) груза в соответствие с товарораспорядительными документами (для товаров), Место совершения сделки, пункт 100 – Код условия поставки, 110 – Код единицы измерения по ОКЕИ, 120 – Количество, 130 – Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб., 140 – Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины), 150 – Дата совершения сделки
4) Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (Раздел 2 Уведомления, 020, 030, 060, 070, 080, 090 – реквизиты юридического лица)
5) Сведения о физическом лице, являющемся ИП (020, п. II. Дополнительные сведения о физическом лице – персональные данные физического лица)
6) Сведения о физическом лице, не являющемся ИП (пункт 030 –ИНН, 020 – Код вида деятельности ФЛ, раздел II. Дополнительные сведения о физическом лице – персональные данные физического лица)

Позиция налогового органа

ФНС России в своем отзыве на заявление приводит следующие аргументы:

1) Проведена аналогия с утверждением формы и порядка заполнения и подачи налоговых деклараций по НДФЛ и налогу на прибыль, которые утверждаются соответствующими приказами ФНС России (НК РФ лишь раскрывает понятие налоговых деклараций, не перечисляя сведения).

2) Утверждающий форму уведомления о контролируемых сделках приказ принят в соответствии нормами законодательства и согласован с Министерством финансов РФ, а следовательно прошел надлежащую юридическую проверку.

3) Пункты для заполнения формы основаны на содержании статьи 105.16 НК РФ и соответствуют её положениям и целям.

Пункты Раздела 1А Уведомления «Основания отнесения к контролируемым сделкам»  и «Особенности отнесения сделки к контролируемой, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, в соответствии со статьей 105.14 Кодекса»  – основаны непосредственно на общем содержании статьи (требование подачи уведомления, только если сделка попадает в категорию контролируемых);

Пункты Раздела 1Б соответствуют требованиям налогового законодательства, поскольку принимая за основу понятие предмета сделки из Гражданского кодекса РФ, можно сделать вывод о включении в данное понятие всех существенных условий договора.

Такие сведения, как коды предмета сделок, место происхождения предмета сделки, код товара, дата, цена за единицу – корреспондирует подпункту 2 пункта 3 статьи 105.16 НК РФ «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)».

Сведения о количестве, итоговой стоимости  запрашиваются в рамках сведений о сумме полученных доходов и произведенных расходах – корреспондирует подпункту 4 пункта 3 статьи 105.16 НК РФ «Сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию».

Сведения об организации, персональные данные  ФЛ – информация, содержащая общие признаки участников сделки, в соответствие с пп. 3 п. 3 ст. 105.16 НК РФ «Сведения об участниках сделок»

4) Право налоговой запрашивать информацию обусловлено правом на осуществление сбора статистической информации

Статья 2 ФЗ от 29.11.2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предоставляет ФРС России осуществлять сбор статистической информации, включая информацию, доступ к которой ограничен законодательством (в том числе относящуюся к государственной, коммерческой тайне, персональным данным физического лица), а также иной кодифицированной информации (ТН ВЭД, ОКП, ОКВЭД, ОКСМ, ОКЕИ, ОКАТО, ИНН, КПП, Инкотермс и др.). Следовательно, пункты формы —– не нарушают положений законодательства. При этом часть пунктов заполняются при определенных обстоятельствах, а непредоставление сведений из Раздела 3 (данные о лице, не являющемся ИП) не является основанием для отказа в принятии формы уведомления.

По мнению налогового органа, если оставить в форме только сведения, перечисленные в статье 105.16, то у налоговых органов не будет достаточно информации для осуществления надлежащего налогового контроля, что, в свою очередь приведет к массовым выездным налоговым проверкам, требующим существенных затрат государственного бюджета. Подобные расходы противоречат «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

В ответ на отзыв 05.09.2013 Заявитель представил письменные пояснения, в которых указал, что

1)    ФНС России имеет полномочия утверждать форму Уведомления, но не её содержание. Более того, в отличие от положений НК РФ о других налоговых декларациях, в данном случае полномочия ограничены предписаниями о содержании формы.

2)     Уведомление в принципе не должно предоставлять каких-либо подробных сведений, на основании которых налоговый орган может судить о правомерности  сделок, поскольку не является институтом налогового контроля.

Предоставление информации о всех существенных условиях сделки неосновательно, поскольку не все существенные условия являются предметом сделки. К тому же договор может быть заключен и признаваться действительным и без присвоения какого-либо кода сделки.

3)Наличие общего предписания осуществлять сбор статистической налоговой информации не предоставляет ФНС России полномочий по запросу дополнительной информации в виде формы уведомления по конкретным налоговым операциям.

4) Более того, Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщикам право предоставлять сведения по группе однородных сделок. Заявителем отмечено, что однородность сделок не предполагает идентичность  В соответствие с пунктом 5.4. Порядка заполнения формы Уведомления при различии в наименовании товара, цены за единицу измерения, месте отправки и любом другом показателе, кроме количества,  лист 1Б заполняется отдельно по каждой сделке. То есть, фактически на налогоплательщика налагается обязанность подавать сведения по всем контролируемым сделкам в отдельности.

Решение суда

16.09.2013 г. ВАС РФ вынес решение об отказе в удовлетворении требований ОАО «Автофрамос», ЗАО «Вольво Восток», ООО «Орифлейм Косметикс», а также о признании оспариваемого приказа соответствующим Налоговому кодексу РФ.

Как постановил суд, «уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода должностных лиц, осуществляющих эту проверку, о соответствии (не соответствии) цен проверяемой сделки рыночным ценам без использования дополнительных мероприятий налогового контроля, поименованных в главе 14.5 Кодекса. Иное толкование названных норм Кодекса означало бы неоправданное истребование у проверяемого лица документации по всем контролируемым сделкам». То есть суд постановил, что целью уведомления является предоставление достаточной информации для первичной проверки условий сделки.

Предусмотренные формой Уведомления пункты соответствуют налоговому законодательству по смыслу ст. 105.14 и 105.16:

-          Коды сделок по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, Общероссийскому классификатору видов экономической  деятельности ОК 029-2001 относятся к признакам предмета сделки и подлежат включению в форму Уведомления

-          Код страны происхождения предмета сделки по классификации ОКСМ, Место отправки (погрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами, Место совершения сделки (адрес доставки (разгрузки) товара, оказания услуги, работы; место совершения сделки с иными объектами гражданских прав, Код условия поставки – данные пункты обусловлены налоговым контролем в отношении внешнеторговой деятельности и относятся к предмету сделки в смысле пп.2 п.3 ст. 105.16

-          Пункты Подраздела I и подраздела II раздела 3 заполняются в отношении сведений о физических лицах – участниках контролируемой сделки (группы

однородных сделок) и относятся к сведениям об участниках сделок в смысле пп.3 п.3 ст. 105.16

-          Пункты раздела 1Б (Количество, Цена за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, Дата совершения сделки)

содержат информацию, необходимую для налогового контроля за показателями, оказывающими влияние на объекты налогообложения, указанные в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса (налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, НДС), за календарный год, за который предоставляются сведения о контролируемых сделках, что отвечает требованиям  подпунктов 1, 2, 4 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса.

Таким образом, суд принял доводы ФНС России и использовал системное толкование положений НК РФ, а также исходил из общих целей налогового контроля.

PS
09.12.2013 г. ЗАО «Вольво Восток» было подано заявление о пересмотре в порядке надзора решения ВАС РФ от 16.09.2013 по делу № ВАС-10012/13.
По мнению заявителя, суд так и не ответил на вопрос, является ли перечень предоставляемых сведений п.3 ст. 105.16 исчерпывающим и подлежит ли расширительному толкованию. Вместо этого суд сделал вывод об общем соответствии пунктов формы Уведомления нормам налогового законодательства и их общей относимости к информации о контролируемых сделках.
Заявитель привел следующие доводы:
1) Согласно п.1 ст. 105.17 НК РФ, налоговая проверка осуществляется на основании предоставленного Уведомления. Из этого следует, что Уведомление носит информативный характер по своему назначению и заведомо не может содержать сведений, достаточных для выводов о соответствии цены сделки рыночным по критериям, указанным в п.4 ст. 105.5 НК РФ. Запрос сведений по форме Уведомления, по мнению заявителя, и представляет собой «неоправданное истребование у проверяемого лица документации по всем контролируемым сделкам».
2) Исходя из смысла п. 3 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны указывать в
уведомлении не все относящиеся к контролируемой сделке сведения, а лишь конкретно перечисленные в п. 3 ст.105.16. Следовательно, не является обоснованным включение в форму иных сведений, относящихся к условиям контролируемой сделки. Как указано заявителем, «не имеет значения тот факт, что конкретные обстоятельства сделок имеют значение в целях трансфертного ценообразования и, тем более, налогообложения в принципе».
3) Требование об указании конкретного наименования товара идет вразрез с положением о возможности подачи уведомления по группе сделок с однородными товарами. К тому же следует обратить внимание и на историю принятия законопроекта (а именно содержания п.3 и п.4 ст. 105.16 НК РФ) – во втором чтении оговорка об указании конкретного наименования товара была исключена, при этом вводилось указанное выше правомочие налогоплательщика, что, в свою очередь, привело к исключению пункта о цене за единицу измерения без учета НДС и акциза либо рентабельности ввиду нецелесообразности. Данные изменения свидетельствуют о намерении законодателя придать требуемым сведениям общий характер, а перечисление конкретных сведений, характеризующих признаки ЮЛ и ФЛ (такие как ИНН) – исчерпывающий характер перечню.

FacebookTwitterLiveJournalGoogle GmailMySpaceGoogle ReaderShare

Ссылки по теме

19 Декабрь 2013
  • Пока что нет комментариев.
  • Ваш комментарий
    *
    *
    *

    Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: